Получаем образование и опыт

13.03.2008 Специальности сферы туризма

Рынок труда в сфере туризма испытывает настоящий «кадровый голод»: туристическим компаниям не хватает около 50% работников среднего звена и 80-90% — сотрудников высшего менеджмента. А ведь профильные вузы выпускают в год более 20 тысяч молодых специалистов!

Есть четыре специальности, по которым может обучаться будущий профессионал туристского бизнеса.

Туризм

Cтуденты этой специальности изучают иностранные языки (обычно не менее двух), географические, экономические, управленческие дисциплины — все в приложении к деятельности в туризме: туристское ресурсоведение, экономика туристского рынка, мотивация потребителя услуг и т. п. Предусмотрен большой объем практики в туроператорских компаниях и турагентствах.

Социально-культурный сервис и туризм.

Вы получите глубокие знания в области мировой культуры и искусства, русской и зарубежной литературы, страноведения, пройдете социально-экономические дисциплины.

Менеджмент организации.

Основной акцент делается на изучении управленческих дисциплин — как общих, так и затрагивающих деятельность турфирм: управление персоналом, управление качеством, организационное поведение и пр.

Экономика и управление на предприятии.

В учебном плане практически те же дисциплины, что и на специальности «Менеджмент организации», но финансовые и экономические предметы изучаются более основательно.

Вузов много, мест мало

Главное вступительное испытание зависит от специальности. Абитуриенты, выбравшие сферу сервиса, сдают географию. Важнее всего здесь страноведческий аспект: абитуриент должен хорошо знать карту мира, представлять, где находятся страны и континенты, их природные и рельефные особенности.

Тому, кто собирается стать экономистом в туризме, необходимо усиленно учить математику: в государственном вузе обычно проводят письменный экзамен, реже — тестирование. На платных отделениях задания проще, иногда их меньше. Сюда принимаются и абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на «бюджет». В негосударственных вузах математику сдают в форме несложного тестирования или собеседования.

9000 часов на знания

За пять лет вам предстоит изучить от 50 до 60 дисциплин, на которые отведено более 9000 часов, не считая практики и стажировок. На первом курсе студенты только знакомятся с профессией, изучая введение в специальность, туристский, гостиничный и ресторанный бизнес и гуманитарные предметы — философию, риторику, политологию, социологию. Иностранный тоже важен для будущих специалистов по туризму, ведь им придется работать с зарубежными гостями и партнерами. Выпускники должны отлично владеть как минимум двумя европейскими языками — их изучение предусмотрено госстандартом.

Осваивая компьютерные программы, разработанные специально для турбизнеса, студенты учатся работать в интернете, знакомятся с системами бронирования и учебными версиями программ «Мастер-тур», «Само-тур», «Галилео», «Амадеус».

Набор других дисциплин зависит от выбранной специальности.

Туризм, Социально-культурный сервис и туризм

В каждом вузе представлены как минимум две-три специализации: «туризм», «ресторанный бизнес», «гостиничный сервис» и др. Главное внимание при обучении сосредоточено на дисциплинах, связанных с культурой и искусством: русская и зарубежная литература, страноведение, социолингвистика. Эти знания понадобятся, чтобы заинтересовать клиента и рассказать ему о нюансах того или иного маршрута. Многие выпускники, выбравшие специальность «Социально-культурный сервис и туризм», становятся гидами. В этом случае обратите внимание на спецдисциплины, связанные с экскурсионными услугами. Например, вы изучите религиозные и гастрономические традиции разных стран — ведь гиду приходится не просто рассказывать о достопримечательностях, но и сопровождать туристов в гостиницу и ресторан.

Те, кто остановился на «Туризме», много внимания посвятят географии, социально-экономической географии, страноведению, географии туризма и иностранным языкам. Вас научат формировать туристские туры и экскурсионные программы с учетом особенностей туристских зон и центров и пожеланий клиентов, познакомят с особенностями трансфера — проезда туристов от места прибытия до места проживания. Главная задача специалиста по туризму — разузнать все возможное и невозможное о турах и гостиницах: чем и как там кормят, какие предлагают номера, существуют ли детские экскурсии и т. д.

Для кого. Эти специальности просто созданы для гуманитариев. Если вам трудно даются иностранные языки, вы не очень любите общаться и дотошно выяснять мелкие подробности, вам вряд ли они подойдут.

Менеджмент организации

В сфере туризма самой распространенной и востребованной является профессия менеджера. Особо популярны менеджерские специализации: «гостиничный и туристический бизнес», «менеджмент туризма», «финансовый менеджмент в туризме», «экскурсионный менеджмент», «менеджмент спортивного туризма», «менеджмент санаторно-курортного дела».

Как правило, менеджеры работают в компаниях-туроператорах, которые занимаются разработкой и созданием туров. Главная задача менеджера — найти и предложить искушенным путешественникам новые объекты для ознакомления и отдыха, создать маршрут, подобрать близко расположенные отели, определить, какой транспорт сможет доставить туристов (самолет, поезд и т. п.), продумать экскурсионную программу.

Будущий менеджер изучает управленческие дисциплины. Они могут быть общими («маркетинг», «менеджмент», «управление персоналом») и конкретными, то есть иметь непосредственное отношение к деятельности турфирм («организация въездного, выездного и внутреннего туризма», «качество туристских услуг»).

Чтобы научить студентов грамотно устранять конфликты, треть учебного времени отводится психологическим тренингам и деловым играм. Например, разыгрываются ситуации «клиент в ярости», «клиент вам не доверяет». Кстати, на тренингах в отеле «Марриотт» роли капризных клиентов исполняют студенты Щукинского училища.

Для кого. Для тех, кто обладает хорошей памятью, умеет сопоставлять и анализировать информацию, а главное — способен в любой ситуации оставаться спокойным и дипломатичным.

Экономика и управление

Эта специальность — для будущих экономистов. Окончив обучение по одной из специализаций — «организации деятельности турфирмы», «организации деятельности гостиничного комплекса», «организации деятельности предприятия общественного питания» — вы будете готовы руководить турфирмами, гостиницами и даже открыть свое дело.

Тем, кто мечтает о собственном бизнесе, необходимо досконально изучить «экономику ресторанно-гостиничного бизнеса», «стратегический менеджмент в туризме», «бухучет на предприятии туризма». На уроках по «Технологии и организации обслуживания туристов», «Традиции и кухни народов мира» вас научат приобретать мебель и оборудование для турфирм и гостиниц, составлять туристские туры и маршруты, а также экзотическое меню для гостей из разных стран. Вам предстоит усвоить разницу между турами для лечения и отдыха, экзотическими и VIP-турами, научиться невооруженным глазом разделять туристов на группы: спортивные, детские, развлекательные и т. д.

Чтобы привлекать новых клиентов, будущему экономисту и руководителю необходимо рекламировать свои услуги. Для этого пригодятся знания по «Организации рекламной деятельности» и «Коммерческому праву в сфере услуг». А грамотно работать с персоналом помогут такие дисциплины, как «Нормирование и оплата труда на предприятиях туризма» и «Управление качеством туруслуг».

Помимо общепринятых туристских информационных программ будущие экономисты-менеджеры изучают 1С — для работы с бухгалтерскими документами, Microsoft Project — для управления проектами. В области маркетинга пригодятся навыки прогнозирования продаж и сегментирования рынка: такие задачи учат решать с применением статистических пакетов SPSS или Statistica. Не помешает и знание универсальных справочных систем «Консультант+» и «Гарант+».

Поскольку иностранный понадобится экономисту-менеджеру для общения с деловыми партнерами и гостями, некоторые вузы преподают на английском спецдисциплины. К примеру, «Деловые переговоры и переписка» и «Организация обслуживания в гостиницах».

Для кого. Освоить эту специальность вряд ли по плечу гуманитарию: экономисту прежде всего нужны логика и математика.

Практика

Акцент в обучении туристических специальностей сделан на практике. Студенты участвуют в ролевых играх: на занятиях по оформлению виз заполняют анкеты, посещают известные московские гостиницы, рестораны и туристские фирмы.

Стажируются студенты и в агентствах: здесь они учатся разбираться в сложных ситуациях, получают навыки общения с клиентами, коллегами, партнерами, в том числе и на иностранном языке. Охотнее всего российские туркомпании берут практикантов на должности курьеров и секретарей, иногда — помощниками туроператоров.

На длительные стажировки за рубеж студенты обычно отправляются в страны, популярные у наших соотечественников: Турцию, Египет, Испанию, Болгарию, Грецию. Есть и другие варианты: студенты, к примеру, стажируются в США, Новой Зеландии, Китае, работая аниматорами, трансферменами, секретарями на ресепшн.

О перспективах

Работа менеджера в турагентстве может стать началом карьеры в сфере туризма. Интересной работу делают рекламные поездки по маршрутам, которые менеджер предлагает посетителям фирмы. Разумеется, такие путешествия — не отдых на пляже, а полноценный труд.

Более высокий статус имеют менеджеры, разрабатывающие новые индивидуальные и корпоративные туры. Таких специалистов называют «координатор поездок», travel manager (тревел-менеджер), они должны знать курортные места, отели, режимы въезда в разные страны, уметь работать со счетами, кредитными картами, бронировать отели и авиабилеты. Поскольку тревел-менеджер заключает договоры с принимающей стороной, а зачастую это иностранцы, от него требуются свободное владение как минимум английским языком, навык подготовки коммерческих предложений и ведения переговоров, знание и неукоснительное выполнение правил делового этикета.

Специалист в области туризма должен обладать разносторонними знаниями в области географии, экономики, юриспруденции, культурологии, истории, этики общения, психологии и т. д.

Мнение экспертов

Как выбрать

Елена Романова. декан факультета туризма Института индустрии сервиса:

— Выбирая вуз, ориентируйтесь на свои предпочтения: одни хотят работать в гостинице, другие — путешествовать по миру, а третьи планируют открыть собственный бизнес.

Тем, кто собирается работать гидом или менеджером по выездному туризму, лучше поступать в вуз, где на хорошем уровне преподают иностранные языки.

Конечно, надо учитывать и собственные возможности. Если вы посещали колледж, спецшколу или подготовительные курсы, можно попытаться поступить на «бюджет». Однако бесплатных мест в вузах мало. Если вы не уверены в своих силах, есть смысл сразу выбрать платное отделение. Те, кто хочет совмещать работу и учебу, могут поступить на вечернее или заочное отделение.

О практике

Алина Королькова. выпускница факультета менеджмента РМАТ (Российская международная академия туризма):

— В учебной программе было немало предметов, которые пригодились на практике и в работе. Но особенно я бы отметила «туроперейтинг», «географию турцентров» и «историю архитектурных стилей».

Я проходила практику в турфирме «Континентал-тур», начав с должности менеджера по работе с клиентами. Затем меня взяли менеджером по работе с персоналом. Преддипломную практику прошла в Международном отделе Академии туризма, и сейчас я работаю здесь заведующей лабораторией при кафедре ЮНЕСКО.

О зарплатах

Елена Моисеева. консультант Компании «А-Класс-Рекрутмент»:

— Доход специалистов по бронированию авиабилетов зависит от опыта и налаженных контактов. Новичкам, знающим одну-две программы, могут предложить $ 500-600. Дальше средняя зарплата складывается из фиксированной части и процентов — обычно $ 1000-1500. Специалисты с опытом от пяти лет, имеющие свою клиентскую базу, могут получать до $ 2000-2500.

Опыт работы является главной составляющей заработка и для менеджеров по туризму: им предлагают небольшой оклад ($ 400-700) и проценты. Менеджеры, «обрастающие» постоянными клиентами, зарабатывают больше — $ 1000-1500. Перспективно и интересно работать с крупными корпоративными клиентами или заниматься разработкой и бронированием дорогих индивидуальных туров.

Прим. ред. — статья обозревает состояние рынка труда и образования РФ; список специальностей и специализаций данного направления в Украине можно узнать здесь .