Квартальнов В. А. Туризм

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТУРИЗМ — ФЕНОМЕН XX ВЕКА

Глава 4. Влияние индустрии туризма на экономику страны

В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить повсюду — в Париже, Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Москве и других городах мира.

Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии и Австралии.

Туристская индустрия — это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.

В более широком плане туристскую индустрию можно определить как межотраслевой комплекс, включающий:

а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб;

б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т. д.);

в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.

Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма (рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Классификация объектов МТБ туризма

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов. Такая база должна быть аттрактивной для отдыхающих, предпочтительно обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть: а) соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами и б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясения).

Туризм — это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10 % валового дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд долл. США, то в 1998 г. — уже 444,7 млрд. долл. США.

Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как:

— увеличивает местный доход;

— создает новые рабочие места;

— развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;

— развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;

— активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;

— обеспечивает рост уровня жизни местного населения;

— увеличивает валютные поступления.

Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны эко-номику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.

Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий, представленный в табл. 1.1, свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал доступен широким массам.

Диаграмма прибытий туристов и доход от туризма в 1998 г. представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Прибытия туристов и доход от туризма в 1998 г. по регионам

I — Южная Азия

III — Африка

IV — Азиатско-Тихоокеанский регион

V — Америка

VI — Европа

По данным ВТО, за 1998 г. ведущими странами, получившими наибольшее количество доходов от туризма, стали:

1. США — 74,2 млрд. долл.

2. Италия — 30,4 млрд. долл.